Новости > Электронный счет-фактура — и хочется, и колется...

28 июля 2010
К выводу о необходимости повсеместного внедрения электронного документооборота наши российские законодатели пришли уже давно, но конкретные и ощутимые шаги в этом направлении делаются ими крайне осторожно и нерешительно. И если законодательная база для обмена отчетностью с налоговиками уже худо-бедно позволяет использовать интернет, то ситуация с электронными деловыми бумагами, курсирующими между субъектами хозяйственной деятельности, сдвинулась с мертвой точки буквально на прошлой неделе.

Благо верхняя палата Российского парламента не заставила себя долго ждать и 19 июля 2010 г. одобрила пакет изменений в Налоговый кодекс, принятый Госдумой в третьем чтении всего тремя днями ранее. Нововведения как раз и касаются электронного документооборота между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В частности, внесены изменения в статью 169 НК РФ, которая теперь предусматривает, что счет-фактура может быть составлен не только в бумажном, но и в электронном виде и содержать, в этом случае, электронную цифровую подпись руководителя организации (уполномоченных лиц) или индивидуального предпринимателя. Электронный счет-фактура может быть составлен по соглашению всех сторон сделки при условии наличия у них соответствующей техники для приема и обработки таких документов.

Но без спецоператора, через сервис которого будут проходить электронные документы, здесь, как и в случае с налоговой отчетностью, не обойдется. Система разрабатывалась и тестировалась несколько лет, первый пилотный проект был отклонен как Правительством РФ, так и представителями бизнес-сообщества. Проблема заключалась в несовместимости формата, используемого налоговыми органами, и системы EDI (Electronic Data Interchange — электронный обмен данными), которую применяют крупные торговые компании. Кроме того, российские поставщики и ритейлеры, в рамках обсуждения данной темы на 6-том ежегодном ECR-форуме, говорили о необходимости указания в счетах-фактурах дополнительных данных, используемых для эффективного ведения бизнеса, сверх обязательных реквизитов, предоставляемых налоговикам.

Во втором пилотном проекте задачу удалось решить стандартным способом. Федеральная IT-компания СКБ Контур разработала и успешно протестировала систему, при которой спецоператор предоставляет пользователям интернет-сервис по заполнению и отправке электронных счетов-фактур. В обязанности спецоператора входит также формирование на основе введенных клиентом данных двух вариантов документа — одного для отправки контрагенту (со всеми введенными клиентом данными в удобном для него формате), и второго для налоговых органов (только с обязательными реквизитами в установленном формате), который направляется в электронное хранилище счетов-фактур. Очевидно, что эта услуга будет платной, хотя официальных сообщений об этом пока не поступало.

Законопроект направлен на подписание Президенту. До конца года Минфин России должен разработать Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур, а ФНС утвердить электронные форматы счетов-фактур, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. По оптимистическим прогнозам Министерства финансов система заработает уже в 2011 году, а через два-три года возможен полный отказ от документов на бумажных носителях. К сожалению, разработка и внедрение данной системы совершенно не учитывает интересы малого и среднего бизнеса, идущего по пути минимизации расходов — имея возможность выбора между электронным и бумажным вариантом, большинство российских предпринимателей отдадут предпочтение не самому удобному или инновационному, а самому дешевому. А это значит, что пресловутый «отказ от бумажного документооборота» растянется, как и в случае с налоговой отчетностью, на долгие годы.
Опубликовано в категории: статьи

Комментариев нет.